?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта публикация -- невольное продолжение публикации «Об Игоре Васильеве, рижском скульпторе».

Посвящается
двум молодым, красивым и деятельным женщинам --
Илоне Яхимович и Наталье Тамарович.




В предыдущей публикации я писал, что есть у меня дома одна маленькая скульптурка, которой я очень дорожу. Фигурку девушки некогда вылепил из пластилина Игорь Васильев, великий рижский скульптор. Потом он поместил вылепленное в гипсовую форму, а затем залил в форму расплавленный алюминий. Но вышел у Игоря брак...
Он хотел было хотел скульптурку выбросить, но я уговорил отдать её мне.
Игорь и отдал.


1


6


Со временем я это бракованное алюминивое произведение вставил в отшлифованный ствол арчи, который сестра привезла с Памира (а может, с Тянь-Шаня…) – она у меня альпинистка-скалолазка.
Ствол тот вырос на высоте в несколько километров, ему 1000 лет.
Лежал он, лежал, путаясь под ногами, пока Игорь не подарил мне статуэтку девушки. И я тут же понял, как надо употребить в дело имеющийся ствол арчи!

Дело в том, что как-то раз я задал Игорю вопрос о том, какого из мировых скульпторов он считает самым-самым? Вопрос был безусловно глупым. А вот ответ был не в пример умным!

Игорь выдержал паузу, усмехнулся и ответил, что «самый-самый» скульптор -- это море.
Любую палку, доску, бревно, корягу море обкатает так, что приходится только удивляться его безупречному вкусу... Это ж сколько он, Игорь, таких произведений собрал, гуляя по пляжу в посёлке Вецаки, где жил и работал.

После чего и я попробовал уподобиться "самому-самому" скульптору и тщательно отшлифовал ствол арчи. После чего аккуратно врезал в него статуэтку. Показать Игорю не успел. Он умер, и его прах развеяли над морем .

До сих пор скульптурка стоит у меня справа от компьютера, напоминая о Васильеве, о сестре и о самом прекрасном, что только есть на свете – о женщинах.

Я, помнится, тогда спросил у Игоря, будет ли он продолжать работать над темой любовной женской страсти? Он как-то загадочно улыбался, улыбался, но так и не ответил. Смутился, наверное.

И на самом деле среди его работ, мне известных, лишь несколько посвящены теме любви, любовной неге, тяге, страсти… И вот что интересно: во всех тех работах, включая и мою алюминевую статуэтку, почти одно и то же лицо со вздернутым носиком…


vasiljev_20


vasiljev_52



vasiljev_22


Более всего они похожи на молоденькую балерину Зиту Эррс, которую я в молодости боготворил (и не я один, разумеется).


zita-errs-un-maris-liepa-rigas-horeografijas-vidusskolas-izlaiduma


При этом «моя Зита» – получилась самой страстной. Интересно, однако…


7


Я не знаю всего творчества Васильева, но то, что знаю, позволяет мне сделать вывод: я нечаянно стал обладателем из ряда вон выходящего и единственного в своем роде фрагмента несостоявшегося направления в творчестве великого скульптора. :)

Назвав Васильева великим, я ничуть не преувеличиваю.
Во-первых, он буквально был великаном -- человеком недюжинной физической силы, запросто таскающим в свою мастерскую на ул. Кунгу мешки со специальным «скульптурным» цементом, а я при этом, искренне желая ему помочь, их от пола оторвать не мог.

Во-вторых, он был великим недооценённым скульптором. Эх, если бы он жил в Москве!.. Но он, будучи москвичом по рождению, в Москве не жил и поэтому был там «не своим». И в Латвии он «своим» не был.

For example: в Латвийской ССР было поставлено 93 памятника Ленину — как ни в одной другой союзной республике. Местные скульпторы дрались за участие в лениниане – там можно было немалые деньги получить.
Васильев же в этом не участвовал.
Не ходил он и на муторные заседания секции скульпторов Сюза художников ЛССР… Ну и какие после этого заказы?
Поэтому в Риге на свежем воздухе стоит всего одна его скульптура – Гиппократу, тому самому, которому дают клятву врачи. В Риге есть медицинский вуз, много больниц и поликлиник, но Гиппократа установили на закрытой территории психиатрической клиники…


piemineklis2_b


Хотя талант его признавался и в Москве, и в Риге, но только в последние годы жизни Игорю удалось добиться, чтобы его произведения приобретались и устанавливались так, чтобы на них могли посмотреть люди.
Помогла ему в этом церковь, католическая и лютеранская. Ксёндзы разглядели-таки, какая силища у сакральных творений этого скульптора, являющегося в общем-то выходцем из иноверцев, из иудеев, а точнее – из караимов.

Его «Христос» стоит теперь в соборе Св. Петра, и в этом заслуга, прежде всего, директора музея при соборе Марианны Рудольфовны Озолини,


в2


его Христос в Домском соборе,


в3


а так же в Аглонской базилике.


в4


Там же, внутри Аглонской базилики, в приделе, который находится на втором этаже за алтарём, стоят ещё две работы Игоря: «Распятие» и «Брогоматерь с младенцем». К сожалению, у меня нет их фото приличного качества и размера.


в6


К «Богоматери с младенцем» я имею очень небольшое, вернее, крохотное, но зато прямое отношение.
Во-первых, помогал скульптору таскать мешки с цементом для этой работы…
А потом увидел уже стоящую на невысоком деревянном постаменте «конструкцию», состоящую из мотков проволоки, на которую скульптор как каменщик мастерком кидал специальный «скульптурный» раствор. Потом оглаживал набросанное, придавая ему нужную форму...
Сверху и анфас у скульптуры всё уже было готово, оставались тыльная и нижняя части.
И мне тоже захотелось кинуть.
И я попросил.
И мастер разрешил.
Так что фрагмент накидки у «Богоматери» размером с ладонь принадлежит руке вашего покорного слуги... :)

Перебирая архивы, нашел фото «Богоматери с младенцем», снятое в мастерской Игоря еще до отправки скульптуры в Аглону.


в14


Ещё об одну работу Васильева, выполненную из красного дерева, я буквально споткнулся в музее Рижской киностудии, который нынче ютится в музее театра.
Это была огромная голова кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, стоящая на проходе, прямо на полу, прикрытая большим портретом Дзидры Ритенберги с дарственной надписью… Споткнулся о нос Сергея Михайловича.


э


Я об этой работе Игоря ничего не знал, потому удивился, разволновался и извинился, погладив режиссёра по крутому лбу... Эйзенштейн снизу улыбался саркастической, все понимающей улыбкой.

Вот я и перечислил почти всё, что было выставлено на всеобщее обозрение…
А ведь заявил Игорь о себе как сильный скульптор ещё будучи студентом Академии художеств. Вырубил из дерева бюст пианиста Вана Клайберна.
Ох и шуму этой работой он наделал!
Её у студента купил музей Чайковского в Клину.

Благодаря этой работе я с творчеством Игоря и познакомился – в 1963 году.
А с ним самим – только в середине 90-х. Стеснялся... Ну и дурак, как выяснилось. :)
Увы, у меня тоже нет большой фотографии того бюста, только вот эта маленькая.


в7


Был еще один бюст Клайберна, вырезаный из вьетнамского ореха, но об этом бюсте я узнал позже и случайно, побывав у Игоря в его доме-даче-мастерской, что стоит в сосновом лесу, в Вецаки.


в8


Там повернуться негде – всё пространство заполнено деревянной скульптурой! И все – из красного дерева, которое Игорь больше всего любил долбить и резать своими острыми как скальпель стамесками...

Впервые увидел там и удивительную маму Игоря, Ирину Михайловну. Она родилась перед Первой мировой войной, пережила её, потом – Гражданскую войну, потом ссылку, потом – Вторую мировую… Намаялась и натерпелась. Зато сделалась необыкновенно человеколюбивой и равнодушной к пустякам комфорта. При этом у неё, восьмидесятилетней, был совершенно ясный ум, прекрасная память и стройная речь.


в9


Ирина Михайловна намного пережила сына... Игорь всю жизнь мечтал съездить в Израиль, поклониться святым местам, подышать тамошними воздухом. Поехал в 1997 году. Подышал... Подхватил какой-то страшный вирус и за две недели весь истёк кровью. Ему было 57 лет.


***

Я к чему эту публикацию в своё время затеял и почему к ней теперь вернулся?
Затеял тогда от досады.
Полез в Гугл и Яндекс, набирая там сочетания слов «скульптор, игорь, васильев, рига» (по русски, по латышски, по английски), но там было так мало из его творчества представлено, а о нем самом даже Википедия ничего не знала. (И до сих пор не знает). Фотографий хорошего качества с его работами не было. И хороших фотографий его самого почти не было. Еле-еле наскрёб:

это он с Е. Примаковым и ещё с кем-то в 1983 году у Индиры Ганди – привез в подарок бюст её отца – Джавахарлала Неру. Визит состоялся за год до гибели Индиры.


в10 в11в


А это Игорь на открытии собственной выставки, года не знаю, но полагаю, что это одна из последних выставок.


в12


Вот и всё то, что нашлось тогда поисковиками.
А потому мир и не знал, каким большим и сильным был наш рижский скульптор Игорь Васильев. Мне-то повезло, я-то знаю, и у меня даже есть одна его работа – представительница художественного направления, от которого мастер отошел в сторону сакрального искусства, а жаль :)

Прошло время… И вот усилиями неутомимой Илоны Яхимович теперь появился сайт, посвящённый Игорю Васильеву и его творчеству.

И богато иллюстрированная книга о нём вышла, и тоже усилиями Илоны.


225482_2907765348956_881436963_n


В Пскове выпускница нашего университета и преподаватель тамошнего университета Наталья Тамарович издаёт в интернете умно составленный и со вкусом оформленный альманах «Тредиаковский» -- там тоже собраны интереснейшие материалы о Васильеве.


10450058_686754528046238_8302497040331769103_o




***
А теперь о том, почему я о той, своей старой публикации вспомнил.
Постоянно возвращаясь к теме «Игорь Васильев», я перерыл уже весь интернет в поисках его работ и воспоминаний о нём.
И вот на днях нашёл там такие слова: трижды женатый Васильев 25 лет любил одну женщину – поэтессу из Эстонии.

Кто такая?
Стал искать, и нашёл, что Васильев в 1968 году лепил портрет 22-летней эстонской поэтессы и комсомолки Вийви Луйк.


Vijvi-Luik (1)

Посмотрел на стоящую у моего компьютера алюминевую скульптурку, крашеную под бронзу, и подумал, а не она ли это, не Вийви ли?

Нашел портрет Вийви.


viivi_luik


viivi5


Однако, похожа.
Стал сравнивать с портретами Зиты Эррс.


zita-errs-un-maris-liepa-rigas-horeografijas-vidusskolas-izlaiduma (1)



edite-zita-errs-edite


134425556787


ZE9


Долго сравнивал, тщательно прикидывая, насколько поэтесса и балерина похожи на «мою» алюминевую скульптуру не только лицом и носиком, а и всем остальным...
И пришёл к выводу: а ведь мне не так уж важно, с кого из девушек Игорь лепил «мою» скульптурку, и совсем не важно, в кого из них он был аж 25 лет влюблён.
Важно то, что в его жизни те славные, талантливые девчонки были.
А в моей жизни был великий скульптор, с которым я был если и не друзьях, то в товарищах.


в1


И его творение – у меня всегда справа от компьютера.


DSC04121


Однако, я заметил, что в старости как-то невольно становишься таким сентиментальным... :)


vasiljev_36