?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заключительная часть рассказа о тех,
кто своим талантом и трудолюбием
рождают искусство латвийского балета.
Написано было в мае 2011 года,
дополнено сегодня 22 января 2015 -- чему есть повод....



(Предыдущая часть – ЗДЕСЬ)



Позвольте начать рассказ с бессмертного вальса из «Спящей красавицы».
Этот вальс знают все. Он прекрасен!
Запускайте – пусть звучит.






«Спящая красавица»

Несколько слов об истории написания музыки балета.
Чайковский писал её два года.
Наброски длинного пролога и двух действий закончил быстро, а вот дальше работа шла трудно и долго. Дописывал композитор и в дилижансе, и в таверне, то за столом, то на колене.Потому как совершал долгий вояж по маршруту Париж — Марсель — Константинополь — Тифлис — Москва. Написанное шлифовал и оркестровал потом в своем подмосковном имении.


1


Премьера состоялась 3 января 1890 года в петербургском Мариинском театре.
Балетмейстером постановки был великий Мариус Петипа.
Вот редкое фото: на нём участники той премьеры «Спящей красавицы» в костюмах для первого акта.
В центре, в пачке — Карлотта Брианца, самая первая в истории исполнительница партии Авроры.


2


Кстати, партия Авроры до сих пор считается одной из труднейших в мировом балете. Аврора – это мечта и творческая вершина для балерины…
Да и вообще «Спящая красавица» балет непростой для всех исполнителей, он, как говорится, неспешный, в нём танец должен быть идеально чистым, нехватку мастерства за лихими движениями не скроешь...

Возможно по этой причине за рубежами царской России постановка «Спящей красавицы» была повторена лишь в миланском «La Scala», не вызвав, впрочем, большого резонанса.
Но когда в 1921 году балет был поставлен в Лондоне, он сразу же занял достойное место в мировом классическом репертуаре.

На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах, причем в основе спектакля всегда была хореография Петипа, ставшая классической, хотя каждый из обращавшихся к «Спящей красавице» балетмейстеров вносил что-то своё.
Да от этого было просто не уйти, потому как «Спящая красавица» – самый длинный балет Чайковского, его длительность почти четыре часа. Его почти всегда сокращают.

В нашей Национальной Опере "Спящая красавица" была поставлена в 2010 году.
Постановщик – главный балетмейстер Айвар Лейманис.
Естественно, внёс в хореографию некоторые особенности и он. Что и как в итоге получилось – надо видеть из зрительного зала.



***
Ну, а мы с вами опять побываем там, куда не ступает нога обычного зрителя и посмотрим, как артисты готовятся к этому спектаклю.

Вот святая святых, куда посторонних вообще не пускают – гримуборные балерин, с их кажущимся беспорядком, а на самом деле с хорошо организованным и обжитым пространством.


15



3



7



Это моя почти что землячка – Юка Мияки, она из Японии.



4



Землячка потому, что я родился на «японской», на южной половине острова Сахалина, в городе Тойохара – так в моём свидетельстве о рождении значится (а ещё там на печати видна суровая аббревиатура НКВД...)
Всё вот думаю: а не попросить ли по такому случаю японского гражданства?.. Так ведь не дадут! :)
Юка замужем за солистом нашего балета Артуром Соколовым.



5



Несложный грим девочки наносят себе сами, научены.



6



8



9



10



11



12



А вот прическу идут делать вниз, к специалистам...



17


16



Вводить себя перед спектаклем в образ – это в балете умеют все.



19


20



22



А на сцене уж наводят окончательный, идеальный порядок, потому как в балете самое-самое главное что?.. Не декорации, не свет, не костюмы, а половое покрытие сцены! :)



23



Быстренько дать последние указания сынуле на время спектакля – и бегом на работу!



24


Дать самые последние указания своей маме, остающейся на время спектакля с малышом.
И, забыв обо всём постороннем, всё на себе тщательно проверить, разогреться, собраться и быстро войти в образ.
Се ля ви у артистки...



25



26



31



27



29



30



Сам постановщик Лейманис пришел... Приободрил. Хотя, наверное, и сам где-то малость волновался.



36



Итак, раз...



38



Два...



37



Три!



39



Спектакль начался!



40



41



42



43


44



Когда-то вот так же, как эта девчушка, на этом же самом месте стояли за кулисами и взволнованно смотрели на сцену, ожидая выхода, её сверстницы – Велта Вилциня, Лариса Туисова, Зита Эррса, Рита Демьянок, Юля Гурвич, Вика Янсоне... (Кстати, девчушка на снимке очень похожа на Вику).
Стояли те девчонки, смотрели восторженно, а потом, через годы, их самих стали носить на руках – в прямом и переносном смысле.
Но как же сложен был их путь к этому!



45



Последний снимок не мой, он взят с сайта Латвийской Национальной Оперы.
Снимок сделан из зала, а я во время этой мизансцены стоял сбоку, за кулисами.
Счастливый, как не знаю кто!
Счастливый, как тогда, много-много лет тому назад, когда Анастасия Васильевна впервые привезла наш класс с Саркандаугавы в центр Риги -- на балетный спектакль, и очень при этом переживала, хорошо ли мы будем себя в театре вести... :)



46




«Лебединое озеро»

Сегодня, 22 января, в Опере дают «Лебединое озеро».
Партию Одетты в нём будет танцевать Маргарита Демьянок.
В зале будет много ценителей и знатоков балета.
Поэтому Маргариту наверняка встретят шквалом аплодисментов.


MD1


Потому что знатоки знают: 21 марта прошлого года прямо во время спектакля Рита сломала ногу. Провели весьма сложную операцию. У меня есть снимки её ноги. Разумеется, тем снимкам сейчас тут не место, но, уверяю вас, там всё было очень и очень сложно…

Потом Рита долго скакала на костылях.
Потом восстанавливалась.
Потом допоздна, в пустом зале, с репетитором и концермейстером постепенно проходила роль Одетты…



MDR1



MDR2



MDR3ы



MD2



Сегодня она выходит на сцену.
Поверьте, в моём возрасте уже ни к чем говорить в адрес милых дам нечто сильно пафосное, но в отношении Маргариты всё же искренно скажу: я горжусь тем, что хожу по одним улицам с этой великой балериной, с этой нежной женщиной, обладающей стальной волей, которую я не из зрительного зала видел лишь однажды, да и то мельком…



ПОБЕДА!1