?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемые друзья.
Предыдущие рассказы о нашей Опере были здесь:
http://engelgardt-lj.livejournal.com/49118.html
http://engelgardt-lj.livejournal.com/47485.html
http://engelgardt-lj.livejournal.com/43258.html





balet1



В нашей Национальной опере два зала для «самостоятельной» работы артистов балета – в старом здании и в новом.
И поначалу я пришел в старый зал, где у станков и на полу проходили ежедневный тренинг и одновременно готовились к вечернему спектаклю молоденькие девушки – выпускницы и «предвыпускницы» хореографического училища. В России эти занятия называется «урок», как называют у нас – не знаю…


14



5



3



7



15



Чудо, что за девушки! Глядел на них, и душа моя тихо постанывала от удовольствия...
Допускаю, что с точки зрения поборников высокой нравственности, рассматривать юных девушек, принимающих разнообразные балетные позы, «неполиткорректно».
На прямой вопрос, почему, поборники наверняка ответят, что в этом рассматривании присутствует скрытый эротизм.
На вопрос, а чем же этот самый эротизм плох, они, как правило, начинают закатывать глаза, мол, ну тогда и говорить не о чем…
Со мной им точно говорить не о чем, ибо для меня правильное женское тело – уже есть само совершенство. У балерины тело отточено до высших пределов. И когда это высшее совершенство участвует в выверенном, гармоничном, а потому тоже совершенном движении – это высочайшее искусство. Им нельзя не любоваться. Вот я и любуюсь.


9



8



6



10


Вот любование телами и движением их партнеров -- это проблема. Нет, там тоже есть, чем восхититься, но по нынешним временам это нужно стараться делать невыразительно и с оглядкой… Но в этом репетиционном зале классе юношей и не было. Повезло мне.


13




***

Окна второго репетиционного зала, который в новом здании, выходят на городской канал и на сквер перед Оперой.
Окна огромные.
Зал тоже огромный.



28



16


Здесь в мой приход занимались мастера, солисты, премьеры, звёзды...
Многих давно знаю, посильно слежу за их творчеством.
Они меня не знают, за мною не следят, потому как им это не нужно. Лишь бы не мешал. Поэтому я топтался вокруг них аккуратно, прицеливался камерой осторожно, опасаясь помешать звёздному взмаху руки или ноги...


Звезда по имени Байба...


17


Звезда по имени Юлия...


20


Звезда Виктория... (Почему-то всегда суровая в моём присутствии... Нет, наверное, просто очень сосредоточенная. Вика -- родом из Гулбене, то есть почти что моя землячка).


18


22


Две звезды.


19


Звезда по имени Рита. Вах!.. О ней у меня написано отдельно.


23


Нет, надо всё же и парней показать. А то ведь могут и обидеться... :)


26



25



27



29



***

Ну а теперь о главном – о женских ногах в искусстве балета.
В отличие от известного поэта я не буду называть их «ножками», потому как уже в меньшей мере испытываю к женским ногам то, что мы с поэтом испытывали в молодости.
Я теперь в большей мере проникаюсь огромным уважением к этому творению природы, которое за годы тяжелейших трудов способно превращаться в совершеннейший инструмент.
Нет, и тело, и руки, и даже голова в хореографии много что значат, но ноги – это в танце всё же наипервейшее.


ноги


Мужские ноги в искусстве балета я опять выношу за скобки. Безусловно, и они тоже заслуживают большого уважения, но рассуждение о них оставляю дамам, коих среди пишуших о балете много...

Так вот, как в нашей латвийской экономике национальным достоянием теперь является лес, а в нём – деревья, так в искусстве нашим национальным достоянием является балет, а в нём – ноги танцоров, в нашем случае -- балерин.
Ибо миновали те времена, когда Латвию знали как родину великих танцовщиков – Лиепы, Барышникова, Годунова.
Теперь вся надежда на хрупких выпускниц нашего хореографического училища с их совершенными ногами.


40


Слава богу, их много! Я в этом убедился, поскольку многие совсем молоденькие училищные девчушки в той или иной мере уже задействованы в спектаклях Национальной Оперы, в том числе и в «Спящей красавице». Я о них расскажу в последней, третьей части, которая так и будет называться – «Спящая красавица».


33



***
А сейчас – рассказ об одной очень яркой представительнице последнего поколения балерин, пришедших в труппу уже в этом, XXI веке.

…Чаще всего я иду в редакцию стандартным маршрутом: от Инженерной улицы через мостик Тиме, вдоль Оперы на улицу Театральную и далее зигзагами -- в «Петит».
Так вот возле Оперы я почему-то чаще всего встречаю девушку Алису.
Она меня и не замечает, и не узнаёт. Ну да мне этого и не надо. Куда важнее мне самому увидеть её, получив поток положительных эмоций, потому как Алиса есть художественное сокровище нашей страны.

Алиса Пруданэ не просто балерина, а выдающаяся. Ее талант заметили уже во время учебы, и она в Хореографическом училище два года получала стипендию имени Мариса Лиепы.


11


В 2005 году талантливую девочку решили проверить на мировом уровне и направили в разведку во Францию на Международный конкурс юных дарований The young dancers from the Mediterranean Sea. Из разведки Алиса вернулась с золотой медалью.

Через год проверку повторили. И с конкурса в чешском городе Брно Алиса снова привезла золото.

В 2008 году повзрослевшую Алису отправили на Международный фестиваль танца в Берлине Tanzolymp 2008. Интересно же всем, а как она будет смотреться среди взрослых? Смотрелась отменно: студентка вернулась из Германии с серебряной медалью.

Наконец, решили перепроверить ещё на одном солидном международном конкурсе – GOLD BALLET SHOES 2008. А вот там Алиса стала уже первой и получила вдобавок «Приз зрителей».

В следующем году Алиса направлялась на фестивали и конкурсы уже как на работу…
The International Dance Competition CITA DA SPOLETO – третье место.

The International Young Dancers competition Stora Daldansen – золотая награда и «Приз зрительских симпатий».

На Международном конкурсе молодых артистов балета во французском Грассе (Concurs International de danse classique de Grasse) 18-летняя латышка получила сразу и золотую медаль в своей возрастной группе, и Гран-при всего конкурса.


34


За эти небывалые успехи на международном уровне Алису три года подряд награждали премией Министерства культуры.
Таким образом, пройдя всестороннюю и даже тотальную проверку, выпускница Рижского хореографического училища 2010 года была принята в нашу Национальную Оперу.

Но и там её опять ждали проверки. «Спящая красавица». Фея Сирени. Алиса с этой ролью не просто справилась, а станцевала так блестяще, что за эту партию в 2011 году её номинировали на высшую театральную награду Spilgtākā debija («Яркий дебют»).


Ввели в «Лебединое озеро». Алиса быстро дотанцевалась там до партии Одетты.


10835155_780856831962435_4819419879301573095_o



10750136_780857005295751_7758290033682846116_o



10926321_780857028629082_8432843858784182165_o



36



2011 год. Балет «4 мира. 4 стихии». Очаровавший всех танец Pas de Quatre.



37


2012 год. Балет «Баядерка». Заглавная роль.
Дебютантка Алиса Пруданэ танцует партию Никии в перемену с ведущими солистками Маргаритой Демьянок, Юлией Гурвич и Викторией Янсоне. И танцует наравне. Заметим при этом, что в нашем балете всего пять высших штатных должностей «Ведущая солистка», их кроме перечисленных выше балерин тогда занимали ещё Байба Кокина и Эльза Леймане-Мартынова.

Все эти партии, исполненные Алисой – это показатель очень высокого доверия, оказанного театром вчерашней выпускнице училища, которой только-только исполнилось двадцать.

4319076_ORIGINAL_1330959738



***

Мы познакомились с Алисой в Опере, когда я снимал «уроки» в репетиционных залах. Вечером у них была «Спящая красавица».


12


41


Алиса среди подруг выделялась своим ростом, который придавал её стройности и величавости. А уж когда она вставала на пуанты!.. Счастье таких высоких балерин, работающих в нашей Опере, что парни у нас тоже не малого роста, что в сочетании с высокой партнёршей придает танцу латвийских дуэтов особые и довольно редкостные эстетические свойства...

Бродя по театральным закомаркам-закоулкам, там, где действительно не ступает нога зрителя, я один раз заблудился. Так именно Алиса меня выручила, указав дорогу.


909355_original


Тогда, поглядывая на неё, я вспоминал нежнейшую Риту Демьянок в таком же юном возрасте, изящную, словно фарфоровую Юлю Гурвич, трепетную и неземную Вику Янсоне...
Они примы, небожительницы.
Увы, скоро кто-то из них уже уйдёт со сцены – таков жесточайший закон этого вида искусства. Освободившееся место займёт Алиса.
А её место когда-то займёт никому неизвестная сегодня девчушка, которая пришла, крепко держась за мамину руку, учиться Хореографическое училище и теперь широко распахнутыми глазками смотрит на портреты по стенам, на которых и Рита, и Юля, и Вика и Алиса...


бал


У меня есть глубокая уверенность, что, не смотря ни на какие трудности, в Латвии великолепные балерины будут вырастать всегда.
Вспомните, ведь даже в самые тяжёлые годы, когда всё вокруг рушилось, чахло и умирало, балерины у нас исправно вырастали.
Потому как балет – это очень тяжёлый вид искусства, и потому к трудностям девчонкам не привыкать. И Рита, и Юля, и Вика и Алиса – все они росли в самые нелёгкие годы, и ведь выросли в великих мастеров, точнее -- мастериц…

Вот простенький любительский Ютубовский ролик. Посмотрите, чему успела научиться к семнадцати годам и чем взяла жюри и зрителей латышская девушка Алиса Прудане в Берлине на Tanzolymp в 2008 году.





Всмотритесь в удивительно величавую грацию балерины, а так же в фантастические взмахи её ног, которые есть не просто красивые и стройные женские ноги, а являются бесценным инструментом и неоспоримым достоянием республики. :)

Следующий рассказ – о «Спящей красавице».