?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любовь непреходящая

Речь пойдёт о латвийском балете и об артистах, составивших его славу. Временной отрезок – от конца войны по начало Атмоды.
Это «средний» из моих рассказов о латвийском балете. Первый был о довоенном, последний -- о балете 1990-х и начала 2000-х годов. Все три рассказа были опубликованы на сайте gazeta.lv и благополучно утонули вместе с сайтом…



1


Но! Слава богу, есть личные архивы, и есть поводы ими воспользоваться!
Нынешний повод – это завтрашний, 31-го декабря, день рождения Александра Ивановича Румянцева – выдающегося солиста балета, балетмейстера и педагога.


601785_1384105608498726_882284049_n


Употребив эпитет «выдающегося», я нисколько не погрешил против истины: прочтя текст вы поймёте, почему.
Я больше скажу: убеги в своё время Александр туда, куда сбежали два его однокашника Михаил и Александр, а также подавший им пример Рудольф – быть бы и Румянцеву первой величиной в мировом балете.


10505307_332922150208570_8174961159577578367_n


Спасибо, Александр, что не сбежал!
А то бы мы тебя видели?!
А так, да -- таки видели и видим!
С Днём рождения!


1185594_740518659296732_1562153117_n



***
Я родился на острове Сахалине в семье офицера, которого потом приказом перебросили служить в Ригу.
Год спустя в Риге родился Миша Барышников, тоже в семье офицера.
Еще год спустя тоже на Сахалине, и тоже в семье офицера родился Саша Годунов, и его отца тоже перевели служить в Ригу.
Город Рига, отцы-офицеры и любовь к балету – вот что нас троих погодков связывает.
Хотя я ни великого Михаила, ни великого Александра в жизни своей «живьём» никогда и не видел...

Я и балета как такового не видел где-то до 1955-56 года. А когда увидел (то был «Щелкунчик»), то сильно полюбил. И зауважал как искусство, основанное на весьма ограниченных и при этом бесконечных возможностях человеческого тела и музыки. Посудите сами: две ноги, две руки, талия, шея да голова – всего семь элементов тела, участвующих в движениях – и ничего больше. И ровно столько же нот в музыке – и ни одной больше. А все, что происходит на сцене, это уже магия и волшебство чистейшего и честнейшего из искусств под названием балет.

Я не балетный критик. Я в балете много чего не знаю. Я в балете рядовой дилетант, сидящий в зале за купленный билет. За всю жизнь у меня был лишь один добрый знакомый танцор и одна балерина, в которую я был тайно влюблен, точнее, влюблен чуть сильнее, чем в других балерин, которых я любил одинаково сильно. Поэтому рассказ о латвийском послевоенном балете будет лишь лирическим повествованием о моих личных переживаниях на тему балета. Поэтому рассказ может показаться рваным и зияющим пробелами…

Мои добрые знакомые из архива Национальной оперы, о которых я писал в первой части, и на этот раз выложили передо мной толстые конверты с десятками разнокалиберных фотографий. Они разного качества, чаще скверного, но всё равно при взгляде на старые фото волнение охватывает от мысли, что это – единственные первоисточники в балетном искусстве, и кроме них время уже ничего не сохранило...


2




***
Итак, начать рассказ о послевоенном балете нужно бы с двух великих балерин 40-50 годов – Анны Приеде и Янины Панкрате.

Анна Приеде – ученица Федоровой и Тангиевой-Бирзниеце.


3


Танцевала в театре с 1937 года и была «воплощением стиля рижского балета». Прожила долгую жизнь, носила на груди два ордена – орден Ленина и орден Трех звезд.

«Лебединое озеро», 1951.
4


«Ромео и Джульетта», 1953.
5


Янина Панкрате окончила балетную школу в 1941 году. Самый девичий расцвет – а тут война. Снова танцевать начала лишь в 1944 году. И стала звездой номер один, «живым нервом латвийского балета».


6


7


Мужем Янины был выдающийся танцовщик Александр Лемберг. Здесь снимки из их творческой и из обычной жизни...


13


Янина и Александр
9


С сыном
10


На гастроли в Чехословакию...
11


Александр с мамой.
14


С учениками
16




Велта Вилциня... С ее танцем я познакомился в балете «Ригонда», поставленном по роману Вилиса Лациса «Потерянная родина». Мне уже было 13 лет, а потому я подготовился к посещению Театра оперы и балета основательно, то есть прочел роман. Он мне понравился, потому как был приключенческим. Балет понравился еще больше, поскольку и развитие сюжета, и образы главных героев совпали со всем тем, что родилось при чтении в моём мозгу. И я такому совпадению возрадовался!

17


Героя Ако танцевал Харальд Ритенбергс, а его подружку Нелиму – Велта Вилциня.


18


Балету дали Госпремию. И правильно сделали. А в жизнь мою надолго вошли артисты Вилциня и Ритенбергс.


19


20


21


Сен-Санс. «Умирающий лебедь». Обратите внимание, на каких сценических площадках доводилось тогда работать...
23


24


26


28



***
Я рос, взрослел, а в это время в театр из училища приходили девушки Инара Абеле, Марта Билалова, Лита Бейре, Инесе Думпе, Зане Лиелдиджа, Зита Эррса... И все они были прекрасны. И во всех них я был немного влюблён... :)


Зита Эррса – выдающаяся латвийская балерина. Последняя артистка из Латвии, получившая в 1989 году высокое звание народного артиста СССР. Сейчас она профессор кафедры хореографии Музыкальной академии им. Витолса.


30


31


Лита Бейре. Яркая, деловитая, со многими мегатоннами энергии. Сейчас – партийная активистка и организатор всяческих балетных мероприятий.


32


33





***

Здесь надо сказать несколько слов и о танцовщиках, которых знает весь мир.
Их трое – Лиепа и Годунов с Барышниковым. Все трое из Риги. Но ни одного из них я на сцене, увы, не видел. Впрочем, наша рижская сцена их тоже мало видела…

Марис Лиепа проработал в нашем театре пол года, потом уехал в Ленинград, оттуда – в Большой театр, где стал великим, а потом был «съеден» великим Григоровичем за одно-единственное нелестное высказывание о творческих методах его работы...


35


36


38


37

Х.Ритенбергс и М.Лиепа
40


Затем Мариса Лиепу – великолепного педагога – не допустили занять вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета... А потом в Москве охранник и вовсе не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск. Потом, как уверяет его друг композитор А.Кублинский, были литры водки… Сердце артиста напора хамства и водки не выдержало... Марису было 53 года.


Александр Годунов, мой сахалинский земляк, учился в Рижском хореографическом училище у Капралиса и Экиса.


42


41


43


Танцевал у Игоря Моисеева, а потом в Большом театре. Стал яркой звездой. 23 августа 1979 года во время гастролей в Нью-Йорке, 29-летняя звезда обратилась к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища...


45


В итоге стал известен нам больше как голливудский киноактёр, нежели танцовщик. Через 16 лет звезда Годунова погасла навсегда... Ему было всего 45.


44


Михаил Барышников. Учился тоже у Юриса Капралиса – на год раньше Годунова. Но ушёл, продолжив обучение в Ленинграде.


46


48

Танцевал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде становится «невозвращенцем».

47


50


Имея деловой склад характера, в Америке-разлучнице не пропал – стал директором и балетмейстером труппы «Американский театр балета», оказал существенное влияние на американскую да и на мировую хореографию. А параллельно был совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который открыл вместе с Иосифом Бродским, который вложил в дело свою Нобелевскую премию по литературе... Но это так, деталь.


На двух снимках ниже – М.Барышников со своим учителем Юрисом Капралисом.
51


52



Александр Румянцев. Ярчайшая звезда латвийского балета 1970-80-х годов.


53


Саша и есть тот единственный человек из мира балета, с которым я близко знаком, дома у них с Ладой бывал...


479745_112946942206093_1432351118_n


Теперь, почему я назвал Александра выдающимся артистом балета.
Первая причина: его таким эпитетом в своё время наградила великая балерина Екатерина Максимова. Станцевав с Александром в балете «Анюта», назвала рижанина Румянцева одним из своих лучших сценических партнеров. При таких-то москвичах, как Васильев и Лиепа…


54


Ещё бы: Александр перетанцевал у нас в Риге ведущие партии во всех классических балетах — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Корсар», «Гаяне», «У голубого Дуная»… И это – вторая причина.


55


57

В Риге Александр учился у Лемберга и Капралиса. Затем окончил ещё и хореографический факультет Ленинградской консерватории, получил степень магистра хореографии.


Андрей Румянцев -- младший брат Александра. Был ещё краше брата, девушки обмирали... Они с братом танцевали довольно долго – c 1971 по 1992 год.

58


60


61


Геннадий Горбанёв. Танцор – пружина. Сильная, мощная, безотказная. Из зала это хорошо было видно.


62


64


Да и балерины любили танцевать с ним в паре – чувствовали его абсолютную надежность. В свои 60 лет отличается уникальным балетным долголетием – выходит на сцену до сих пор...


Прекрасное фото! Вот так давалась танцовщику легкость и пружинистость, наблюдаемые из зала...
65



***
У Александра Румянцева любимой партнершей была Лариса Туисова.

66

А у меня она была любимой девушкой... Нет, нет, она была для меня тогда богиней, а значит недосягаемой, а потому любимой мною тайно и дистанционно.
Это единственная балерина, которую я как-то раз всё же дождался после спектакля и вручил цветы, за время спектакля изрядно увядшие. Долго стоял у служебного выхода, жутко боясь пропустить приму, боясь, что ей цветы мои не понравятся.
И таки чуть не пропустил! Потому что Лариса без грима оказалась обычной девчонкой, и от того еще более очаровательной, чем на сцене.
Она кивнула и пошла себе дальше. Но тут ее окликнули, она остановилась, развернулась и что-то ответила, а потом мельком глянула на меня, имевшего идиотический вид, и спрятала улыбку в перчатку...


67


Ларису критики включили в список лучших в мире исполнительниц роли Кармен, отметив «классическую четкость, легкость и загадочность созданного ею образа». Что б они знали, те критики, как я с ними согласен!


68


Училась Лариса в одном классе с Барышниковым. А танцевала в Риге в балете «Кармен» с Марисом Лиепой. Времени на подготовку того спектакля было всего одна неделя.
И вдруг во время репетиций у Ларисы умирает отец, а прогон спектакля был загодя назначен именно на день похорон.
Они с Марисом прогон всё же станцевали, а потом он – звезда балета с мировым именем – пошел на похороны папы своей партнёрши...
Лариса потом говорила в интервью, что никогда не сможет забыть этого человеческого и мужского поступка. Ей было тогда 28 лет.

А это фото Ларисы Туисовой и её мужа – тоже солиста балета и одноклассника по хореографическому училищу Валерия Севастьянова. Фото сделано после празднования юбилея Ларисы Васильевны.


69


Глядя на эту фотографию, я с благодарностью думаю о том, что как же это хорошо, когда в твоем родном городе где-то рядом всю жизнь живут женщины, тайная и дистанционная любовь к которым есть категория непреходящая. :)


***
Дорогой Саша!
Дорогие Лариса и Гена!
Уважаемые мастера сцены, мои сверстники!
Когда я писал, что старинные фото в архиве ЛНО – это единственные первоисточники в истории балета, это я писал о довоенном и послевоенном латвийском балете.
Что касается вашего искусства танца, то, слава богу, есть иные первоисточнники, в частности, запись балета «Гаянэ» от 1980 года.


гаяне


Запись не сильно хорошего качества, но зато вы там танцуете все трое, и весь наш театр. И как танцуете! И откуда в вас троих, таких худеньких, столько грациозной силы?! :)
А как вами исполнен танец с саблями! А какие овации после него, а какой ответ артистов на них!
Спектакль записан американцами в Большом театре.
Это, кстати, дипломная работа Эйфмана, но это уже так, детали.

У вас эта запись, конечно же есть, но всё равно дарю её и вам, и всем. :)



53_big 547b36d8cca4





Следующий рассказ, если соберусь его реанимировать, будет о тех девушках, которые пришли в наш балет уже в новейшие времена – на смену нежно любимым девушкам моей молодости...

Большое спасибо дирекции
Латвийской Национальной оперы
и работникам её архива
за предоставленные фотографии.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
tanaquileclerq
Dec. 6th, 2018 01:44 pm (UTC)
Большое спасибо за рассказ, только сейчас увидела.
Приглашаем заходить в наше балетное сообщество, посвященное А. Годунову, но и другие балетные темы приветствуются.

https://godunov-ballet.livejournal.com/

Личные воспоминания, видевших балет в том числе и в те, уже далекие годы, особенно ценны.
( 1 comment — Leave a comment )